+7 (905) 547-70-50
Интернет магазин
zakaz@veles-av.ru
Ваша корзина
пуста
Перейти в корзину

Почему необходимо правильно выбирать вязкость масла для своего автомобиля?

Трудности часто усугубляются и тем, что поставщики масел не всегда имеют необходимую линейку масел для всех марок, присутствующих на рынке. Например, долгое время многие поставщики масел предлагали однотипные линейки масел 15w40, 10w40, 5w40 а в последнее время еще и 10w60 или 5w50.

Здесь необходимо напомнить, что вязкость масел по SAE разрабатывалась, прежде всего, для отражения температурных режимов эксплуатации автомобилей, учитывала температуру окружающего воздуха при формировании соответствующих классов моторных масел, таких как летние (SAE 30, 40, 50, 60) и зимние (SAE 0w, 5w, 10w, 15w, 20w). Каждому диапазону температур соответствует свой класс вязкости. Наглядно это можно увидеть в каждом мануале в виде диаграммы, составленной с учетом зазоров в цилиндро-поршневой группе конкретного двигателя.

Вязкость масла
 - это основной показатель качества, который является общим для всех масел. Для двигателя или любого другого механизма необходимо применять масла с оптимальной вязкостью, величина которой зависит от конструкции, режима работы и степени износа, температуры окружающей среды и других факторов. 

В настоящее время единственной признанной в зарубежных странах системой классификации автомобильных моторных масел является спецификация SAE J300. SAE - это аббревиатура Общества Автомобильных Инженеров США (SocietyofAutomotiveEngineers). Вязкость масла по этой системе выражается в условных единицах - степенях вязкости SAE (SAEViscosityGrade -SAEVG). Численные значения степеней являются условными символами комплекса вязкостных свойств. 
Основными характеристиками вязкостных свойств моторных масел являются: проворачиваемость (прокачиваемость) при низких температурах - максимальная допустимая вязкость масла при запуске холодного двигателя, обеспечивающая проворачиваемость коленчатого вала со скоростью, необходимой для успешного запуска двигателя, а также температура, соответствующая такой вязкости; прокачиваемость масла определяется как наименьшая температура, при которой вязкость не превышает определенной величины (60 000 мПа с), обеспечивающей прокачивание по масляной системе.

Пример диаграммы:

5.png
Рисунок 1.  Пример диаграммы вязкости масла:

6.jpg
Рисунок 2. Диаграмма вязкости масла концерна BMW

7.png
Рисунок 3. Диаграмма вязкости масла концерна Детройт-Дизель

Степени вязкости SAE для моторных масел (SAE J300 APR97)

Степень вязкости

Низкотемпературная вязкость

Высокотемпературная вязкость

Проворачиваемость

Прокачиваемость

Вязкость при 100° С, мм²/c

Вязкость при 150° C и скорости сдвига 10^6; с^-1; мПа с, не менее

Максимальная вязкость, мПа с

min

max

при темп. *

при темп. **

0W

3250 при -30°С

60000 при - 40°С

3,8

 

 

5W

3500 при -25°С

60000 при -35°С

3,8

 

 

10W

3500 при -20°С

60000 при -30°С

4,1

 

 

15W

3500 при -15°С

60000 при -25°С

5,6

 

 

20W

4500 при -10°С

60000 при -20°С

5,6

 

 

25W

6000 при -5°С

60000 при -15°С

9,3

 

 

20

 

 

5,6

<9,3

2,6

30

 

 

9,3

<12,5

2,9

40

 

 

12,5

<16,3

2,9***

40

 

 

12,5

<16,3

3,7****

50

 

 

16,3

<21,9

3,7

60

 

 

21,9

<26,1

3,7

Примечания: 1 сСт = 1 мм²/с;
                           * При запуске холодного двигателя, вязкость проворачивания, измеряется на вискозиметре CCS;
                           ** В отсутствии напряжения сдвига, измеряется на вискозиметре MRV;
                           *** Для масел SAE 0W-40, 5W-40 и 10W-40;
                           **** Для масел SAE 40, 15W-40, 20W-40 и 25W-40.

Показатели высокотемпературной вязкости моторных масел оцениваются на основе следующих значений:
минимальной и максимальной вязкости масла (сСт) при температуре 100°С (по стандарту ASTMD 445);
минимальной вязкости при температуре 150°С и высокой скорости сдвига (10^6 с^-1) (метод ASTMD 4683 или, в Европе, метод СЕС L-36-А-90).
        При эксплуатации двигателя особенно важна высокотемпературная вязкость при большой скорости сдвига, которая показывает поведение масла в узких узлах трения двигателя - в подшипниках коленчатого и распределительного валов, кривошипно-шатунного механизма и т.д.
Таким образом, по спецификации SAE J300, вязкости масел определяются при условиях, близких к реальным. Летнее масло имеет достаточную вязкость, чтобы обеспечить надежное смазывание при высокой температуре, но оно слишком вязкое при низкой температуре, в результате чего при низкой температуре воздуха затрудняется пуск двигателя. Маловязкое зимнее масло облегчает холодный пуск двигателя при низкой температуре, но не обеспечивает его смазывание летом, когда температура масла в двигателе превышает 100°С. Именно по этим причинам наибольшее распространение сегодня получили всесезонные сорта масел, имеющие меньшую зависимость вязкости от температуры.
        Таким образом степень вязкости SAE помогает определить диапазон температуры окружающей среды, при котором масло обеспечит нормальную работу двигателя - его проворачивание стартером, прокачивание масла насосом по смазочной системе при холодном пуске и надежное смазывание летом при длительной работе в режиме максимальных скоростей и нагрузок.

Необходимая вязкость масла определяется на основании следующих факторов:

    • особенности конструкции;
    • степень износа двигателя;
    • температура окружающей среды;
    • режим работы двигателя.

При выборе степени вязкости моторного масла, следует руководствоваться рекомендациями производителя конкретного двигателя. Эти рекомендации основываются на конструктивных особенностях двигателя - степень нагрузок на масло, гидродинамическое сопротивление масляной системы, производительность масляного насоса, максимальные температуры масла в различных зонах двигателя в зависимости от температуры окружающей среды (особенности систем охлаждения).

Поэтому, неправильно подобранная вязкость масла, например избыточная 10w60, может привезти к перегрузке масляного насоса, ухудшению теплоотвода с горячих деталей двигателя, увеличению расхода топлива, повышенному износу при холодном пуске  и другим негативным последствиям.  Так же как и заниженная вязкость масла, не отражающая степень износа двигателя приводит к риску задиров в подшипниках из-за недостаточного давления масла, повышенному угару масла и т.д.

При выборе масла для своего автомобиля необходимо учитывать и стабильность вязкости масла в процессе эксплуатации. Этот параметр зависит в первую очередь от качества базового масла и количества полимерного загустителя. Масла с высоким индексом вязкости могут быстро сработаться и превратиться в «воду», так как этот индекс получен за счет введения большого количества присадок-загустителей.
Для решения таких задач (стабильность вязкости) есть два наилучших решения :

  1. усилить базовое масло высокоиндексным эстеровым маслом, которое не только улучшает показатели вязкости масла, но и создает нестекаемую, даже при высоких температурах, масляную пленку.
  2. изменить условия в зонах трения, введением дополнительной твердой смазки (графит или керамика), тем самым улучшив теплоотвод с поверхностей деталей, и снизив тепловую нагрузку на моторное масло. Это так же улучшит и антизадирные свойства масел.

Первый путь выбран Xenum выбрал для масел серии OEM, где применение эстеров значительно улучшили стабильность масел класса SAE 5W30 и увеличило температурную стабильность базового масла. Косвенный показатель испаряемости масла -температура вспышки в закрытом тигле, у масел OEM серии превышает 240С , тогда как у большинства конкурентов находится в зоне 220С!

Второй путь, позволяет использовать даже более простые базовые масла, не только не проигрывая в качестве первым, но даже выигрывая их. Кроме того, масла с твердыми добавками позволяют расширить традиционный температурный диапазон использования таких масел, безопасно для двигателя. Керамическая серия масел совмещает в себе достоинства первого и второго пути!